All we are is dust in the wind. Stardust
Архетипы ребенка
Мур и Джиллетт в своей книге обсуждают и так называемую инфантильную психологию, которую мы, слегка модифицировав, можем использовать для описания незрелого мужского и женского сознания, то есть той составляющей психики, которая носит название «внутреннего ребенка». Лучше всего ее олицетворяют пажи. В рыцарях обычно сочетаются менее зрелая разновидность мужской энергии, о которой мы уже говорили, обсуждая архетип воина, и героический аспект ребенка. Архетип ребенка говорит об игривости, удовольствии, веселье, энергии, открытости, энтузиазме, любви к приключениям, свежести и новизне. И снова для достижения целостности необходимо интегрировать в одном человеке все четыре образа. При ассимиляции отвергнутых частей зрелого «я» иногда наблюдается временная, но ужасающая регрессия в детское состояние. В этот момент индивидуум переживает инициирующий опыт, который в метафорическом смысле можно уподобить мифическому расчленению.
Паж Жезлов как архетип божественного ребенка
Божественное дитя нарциссично и действительно подобно богу на земле, но при этом открыто и ранимо. Это архетип тайн и чудес. Он несет радость и свет. Поток творчества изливается в сознание, но источник его хрупок, и потому его необходимо поддерживать и защищать.
В негативном проявлении (или в перевернутой позиции) этот ребенок становится либо высокомерным тираном, полным гордыни, либо страдающим от постоянного нервного истощения перепуганным слабаком. Когда данный архетип проецируется вовне, мы чувствуем себя измученными и полными пессимизма.
Паж Кубков как архетип ребенка-Эдипа (или Эрота)
Этому архетипу очень нужны контакт, тепло и привязанность. Мур и Джиллетт видят в нем ребенка, которому нужно найти себе духовного родителя, чтобы не проецировать свои потребности и устремления на реального отца или мать или же на иную парентальную фигуру.
В негативном проявлении (или в перевернутой позиции) этот ребенок становится маменькиным сынком или папенькиной дочкой, который не в состоянии нарушить даже самых элементарных ограничений и потому обречен на вечную неудовлетворенность. Другой вариант развития для него — меланхоличный мечтатель. Когда этот архетип проецируется вовне, на других людей, мы чувствуем себя нелюбимыми и заброшенными.
Паж Мечей как архетип героя
Характеристики этого архетипа роднят его со всем рангом рыцарей, находящихся как раз на полпути между отрочеством и взрослостью. Этот ребенок агрессивен и храбр, мнит себя неуязвимым и стремится к подвигам. Он жаждет наказывать неправедных и защищать слабых.
В негативном проявлении (или в перевернутой позиции) этот ребенок вырастает в самодовольного и склонного к насилию человека, который часто идет на ненужный и опасный риск. Или, напротив, в запуганного труса, который избегает любой конфронтации. Когда этот архетип проецируется нами вовне, мы чувствуем, что кто-то нарушает границы нашего личного пространства, вторгается в нашу жизнь, или наоборот хотим, чтобы нас заметили и спасли.
Паж Пантаклей как ранний ребенок
Рано развившийся или волшебный ребенок жадно учится, здраво мыслит и демонстрирует самообладание и способность к концентрации. Он хочет знать все об окружающем мире и о том, почему все устроено именно так, как оно устроено.
В негативном проявлении (или в перевернутой позиции) этот ребенок становится трикстером-всезнайкой, любителем практических шуток, или наоборот «тормозом» и безответственным тупицей. Когда этот архетип проецируется вовне, мы чувствуем скуку и беспокойство.
(c)
Зрелая мужественность: Король
Роберт Мур и Дуглас Джиллетт в свое время ответили на заданный им неким молодым человеком вопрос: «Куда нынче подевались сильные, прошедшие инициацию мужчины?», написав книгу «Король, воин, маг, любовник: заново открывая архетипы зрелой мужественности» (Robert Moore and Douglas Gillette, «King, Warrior, Magician, Lover: Rediscovering the Archetypes of the Mature Masculine»). Эти четыре архетипа прекрасно соответствуют четырем королям Таро. Прочтите эту книгу, она поможет вам лучше понять как придворные карты, так и некоторые Старшие Арканы.
Сами Мур и Джиллетт отождествили с юнговскими функциями лишь один из своих архетипов — любовника, которому соответствует ощущение (то есть, пантакли, хотя на наш взгляд кубки и вода тоже отлично подошли бы). Однако прочтя их описание любовника, вы, возможно, придете к совершенно иному выводу.
Король Жезлов как архетип короля
У архетипа короля есть две основные функции: отдавать приказания и обеспечивать плодородие и благополучие страны. Он ответственен за процветание своей земли и людей — если он заболевает, слабеет или лишается потенции, все это приходит в упадок. Король должен появляться перед народом. Его чувство собственной важности и ценности проистекает от того, что его видят. Он несет стабильность, равновесие, радость и жизненную силу. Он питает творчество и ведет других к полноте бытия. До некоторой степени он присутствует во всех других королях Таро.
В своем негативном проявлении (или в перевернутой позиции) он становится либо тираном, либо слабаком. Согласно Муру и Джиллетту, проецируя энергию короля на другого человека, «мы чувствуем себя бессильными, неспособными действовать, неспособными пребывать в покое и стабильности». Когда же архетип проецируется на общественного лидера или организацию, мы рискуем потерять способность здраво рассуждать и действовать независимо.
Король Кубков как архетип любовника
Хотя Мур и Джиллетт связывают энергию любовника с юнговской функцией ощущения, на наш взгляд, в нем куда больше стихии воды и, следовательно, масти кубков. Среди его качеств следует назвать витальность, страсть и вкус к жизни. Любовник глубоко чувственен и не стыдится своего тела и своих удовольствий. Он находится в полном контакте со всем, что его окружает, и очень ярко ощущает естественные потребности. Он хочет объять весь мир в его восхитительной тотальности и всегда воспринимает его с эстетической точки зрения.
В своей негативной (или перевернутой) форме он становится либо жертвой болезненных пристрастий (аддиктом) либо импотентом. В качестве аддикта он одержим сиюминутными удовольствиями и теряет себя в них. Мур и Джиллетт описывают его как «не знающего ограничений» и утонувшего в собственном подсознании, словно в море (это со всей определенностью — одно из неотъемлемых свойств Короля Кубков). Лишенный сил любовник страдает от скуки, апатии и депрессии. Когда этот архетип проецируется на других, нам недостает в жизни страсти и радости.
Король Мечей как архетип воина
Основные качества архетипа воина — агрессивность, ясность сознания, собранность, стратегическое мышление, самодисциплина, достигаемое большим трудом мастерство, адаптивность и осознание смерти. Среди них также нужно назвать верность и преданность надличностным идеалам или целям, которые делают воина недоступным вследствие его эмоциональной отчужденности. Он разрушает, чтобы освободить дорогу чему-то новому и свежему. Архетип воина также находит отражение во всех четырех рыцарях.
В своей негативной (или перевернутой) форме он становится либо садистом, либо мазохистом — и в том, и в другом случае он будет иметь дело с жестокостью. Он может также оказаться трудоголиком, который ложится костьми ради других, жертвуя своим собственным благополучием. Когда этот архетип проецируется на других, мы становимся трусливыми, нерешительными и склонны тянуть волынку, потому что боимся поражения еще до того, как начнем действовать.
Король Пантаклей как архетип мага
Архетип мага владеет тайным знанием, это мудрец и мастер технологий, умеющий управлять энергией. В магии те же функции осуществляют пантакли. В качестве хранителя священного пространства он руководит процессом трансформации, он ведает тайны природы, звезд, погоды и охоты. Мур и Джиллетт называют это «наблюдающим эго», которое контролирует течение энергии или эмоций в структурах «я» и помогает трансформировать сырую энергию в полезную. Это архетип глубокомыслия, рефлексии и интроверсии.
В своей негативной (или перевернутой) форме он становится либо манипулятором, либо «невинным». Мы вспоминаем этот архетип, когда читаем о токсических отходах и загрязнении окружающей среды или о действиях за спиной и за счет других, неизменно ведущих к ложному превосходству, изоляции и одиночеству. «Невинный» ничего не знает, ни за что не отвечает, неуловим и уклончив. Когда этот архетип проецируется вовне, мы чувствуем себя беззащитными, ранимыми и открытыми внешнему давлению.
Зрелая женственность: Королева
Тони Вольф, давняя возлюбленная и муза Юнга, считала, что профессору недостает понимания женственности и в 1956 году дала определение четырем структурным формам женственности[1] (которые подробно обсуждаются в книге Irene de Castillejo, «Knowing Woman: A Feminine Psychology»). Они соответствуют четырем королевам Таро. Эти структурные формы рассматривают женщину через призму ее отношений с другими людьми и по этой причине не охватывают полный спектр ее возможных качеств. Тем не менее для понимания королев эта теория может быть очень полезной. Проецируя эти формы вовне, на других людей, вместо того, чтобы осознанно пользоваться ими, мы тем самым отказываемся от некоторых своих качеств и сужаем спектр выбора.
Королева Жезлов как архетип гетеры
Гетера или спутница заводит со всеми индивидуумами, присутствующими в ее жизни очень личные отношения по модели один на один. Дети имеют для нее второстепенное значение. Это femme inspiratrice, женщина-вдохновительница. Подобно куртизанкам древности, она опытна и обладает высокой культурой. В наше время она ищет в жизни прежде всего вдохновения и больше озабочена личностным ростом и индивидуацией.
В своем негативном проявлении (или, говоря языком Таро, в перевернутой позиции) она становится соблазнительницей или бунтует против культурных установлений и ограничений. Когда этот архетип проецируется на других, мы чувствуем себя лишенными вдохновения и застрявшими в череде бессмысленных событий.
Королева Кубков как срединный архетип
Срединный архетип, или посредница, имеет с другими индивидуумами безличные отношения. Это мудрая женщина, одаренная сверхчувственным восприятием, или даже жрица. Согласно де Кастиллехо, она проникается бессознательным другого человека (или некоторой формой коллективного бессознательного) и делает эту бессознательную мысль, чувство или желание видимым, проживая его на собственном опыте. Она может видеть чужие сны или помогать людям умирать. Она развивает прежде всего внутреннее восприятие.
В своей негативной (или перевернутой) форме она становится либо жертвой насилия, либо ангелом во плоти, утратившим свое эго, растворившим его в другом человеке или в группе, вследствие чего ее собственная личность становится зыбкой и рассеянной. Когда этот архетип проецируется вовне, мы чувствуем себя оторванными от внутренней мудрости и знания.
Королева Мечей как архетип амазонки
У архетипа амазонки устанавливаются безличные отношения с группами людей — в этом качестве она выступает как наемный солдат. Она независима, дерзновенна и самодостаточна. Она ценит платонические отношения и не нуждается в другом ради самоосуществления. Она любит трудности и соперничество, помогающие ей оттачивать и совершенствовать свои умения.
В негативной (или перевернутой) форме она либо жесткий критик, либо изгнанница, аутсайдер и склонна подавлять желание того, что находится вне сферы ее досягаемости. Когда этот архетип проецируется вовне, мы чувствуем себя слабыми, подавленными и неспособными пережить потери.
Королева Пантаклей как архетип матери
У архетипа матери складываются личные отношения с группами людей. Так мы склонны воспринимать Мать-Землю или тех женщин, которые заботятся обо всех детях в своем сообществе. Они воплощают всецелое принятие мира и обеспечивают реализацию порождающей силы природы. Они заботятся обо всем маленьком и растущем и защищают его до последней капли крови.
В своей негативной (или перевернутой) форме это жестокая хищница, нападающая на всякого, кто угрожает ее отпрыскам, или же удушающая мать-собственница. Когда данный архетип проецируется вовне, мы чувствуем себя незащищенными, недооцененными, бесполезными и неспособными позаботиться о себе.
Мур и Джиллетт в своей книге обсуждают и так называемую инфантильную психологию, которую мы, слегка модифицировав, можем использовать для описания незрелого мужского и женского сознания, то есть той составляющей психики, которая носит название «внутреннего ребенка». Лучше всего ее олицетворяют пажи. В рыцарях обычно сочетаются менее зрелая разновидность мужской энергии, о которой мы уже говорили, обсуждая архетип воина, и героический аспект ребенка. Архетип ребенка говорит об игривости, удовольствии, веселье, энергии, открытости, энтузиазме, любви к приключениям, свежести и новизне. И снова для достижения целостности необходимо интегрировать в одном человеке все четыре образа. При ассимиляции отвергнутых частей зрелого «я» иногда наблюдается временная, но ужасающая регрессия в детское состояние. В этот момент индивидуум переживает инициирующий опыт, который в метафорическом смысле можно уподобить мифическому расчленению.
Паж Жезлов как архетип божественного ребенка
Божественное дитя нарциссично и действительно подобно богу на земле, но при этом открыто и ранимо. Это архетип тайн и чудес. Он несет радость и свет. Поток творчества изливается в сознание, но источник его хрупок, и потому его необходимо поддерживать и защищать.
В негативном проявлении (или в перевернутой позиции) этот ребенок становится либо высокомерным тираном, полным гордыни, либо страдающим от постоянного нервного истощения перепуганным слабаком. Когда данный архетип проецируется вовне, мы чувствуем себя измученными и полными пессимизма.
Паж Кубков как архетип ребенка-Эдипа (или Эрота)
Этому архетипу очень нужны контакт, тепло и привязанность. Мур и Джиллетт видят в нем ребенка, которому нужно найти себе духовного родителя, чтобы не проецировать свои потребности и устремления на реального отца или мать или же на иную парентальную фигуру.
В негативном проявлении (или в перевернутой позиции) этот ребенок становится маменькиным сынком или папенькиной дочкой, который не в состоянии нарушить даже самых элементарных ограничений и потому обречен на вечную неудовлетворенность. Другой вариант развития для него — меланхоличный мечтатель. Когда этот архетип проецируется вовне, на других людей, мы чувствуем себя нелюбимыми и заброшенными.
Паж Мечей как архетип героя
Характеристики этого архетипа роднят его со всем рангом рыцарей, находящихся как раз на полпути между отрочеством и взрослостью. Этот ребенок агрессивен и храбр, мнит себя неуязвимым и стремится к подвигам. Он жаждет наказывать неправедных и защищать слабых.
В негативном проявлении (или в перевернутой позиции) этот ребенок вырастает в самодовольного и склонного к насилию человека, который часто идет на ненужный и опасный риск. Или, напротив, в запуганного труса, который избегает любой конфронтации. Когда этот архетип проецируется нами вовне, мы чувствуем, что кто-то нарушает границы нашего личного пространства, вторгается в нашу жизнь, или наоборот хотим, чтобы нас заметили и спасли.
Паж Пантаклей как ранний ребенок
Рано развившийся или волшебный ребенок жадно учится, здраво мыслит и демонстрирует самообладание и способность к концентрации. Он хочет знать все об окружающем мире и о том, почему все устроено именно так, как оно устроено.
В негативном проявлении (или в перевернутой позиции) этот ребенок становится трикстером-всезнайкой, любителем практических шуток, или наоборот «тормозом» и безответственным тупицей. Когда этот архетип проецируется вовне, мы чувствуем скуку и беспокойство.
(c)
Зрелая мужественность: Король
Роберт Мур и Дуглас Джиллетт в свое время ответили на заданный им неким молодым человеком вопрос: «Куда нынче подевались сильные, прошедшие инициацию мужчины?», написав книгу «Король, воин, маг, любовник: заново открывая архетипы зрелой мужественности» (Robert Moore and Douglas Gillette, «King, Warrior, Magician, Lover: Rediscovering the Archetypes of the Mature Masculine»). Эти четыре архетипа прекрасно соответствуют четырем королям Таро. Прочтите эту книгу, она поможет вам лучше понять как придворные карты, так и некоторые Старшие Арканы.
Сами Мур и Джиллетт отождествили с юнговскими функциями лишь один из своих архетипов — любовника, которому соответствует ощущение (то есть, пантакли, хотя на наш взгляд кубки и вода тоже отлично подошли бы). Однако прочтя их описание любовника, вы, возможно, придете к совершенно иному выводу.
Король Жезлов как архетип короля
У архетипа короля есть две основные функции: отдавать приказания и обеспечивать плодородие и благополучие страны. Он ответственен за процветание своей земли и людей — если он заболевает, слабеет или лишается потенции, все это приходит в упадок. Король должен появляться перед народом. Его чувство собственной важности и ценности проистекает от того, что его видят. Он несет стабильность, равновесие, радость и жизненную силу. Он питает творчество и ведет других к полноте бытия. До некоторой степени он присутствует во всех других королях Таро.
В своем негативном проявлении (или в перевернутой позиции) он становится либо тираном, либо слабаком. Согласно Муру и Джиллетту, проецируя энергию короля на другого человека, «мы чувствуем себя бессильными, неспособными действовать, неспособными пребывать в покое и стабильности». Когда же архетип проецируется на общественного лидера или организацию, мы рискуем потерять способность здраво рассуждать и действовать независимо.
Король Кубков как архетип любовника
Хотя Мур и Джиллетт связывают энергию любовника с юнговской функцией ощущения, на наш взгляд, в нем куда больше стихии воды и, следовательно, масти кубков. Среди его качеств следует назвать витальность, страсть и вкус к жизни. Любовник глубоко чувственен и не стыдится своего тела и своих удовольствий. Он находится в полном контакте со всем, что его окружает, и очень ярко ощущает естественные потребности. Он хочет объять весь мир в его восхитительной тотальности и всегда воспринимает его с эстетической точки зрения.
В своей негативной (или перевернутой) форме он становится либо жертвой болезненных пристрастий (аддиктом) либо импотентом. В качестве аддикта он одержим сиюминутными удовольствиями и теряет себя в них. Мур и Джиллетт описывают его как «не знающего ограничений» и утонувшего в собственном подсознании, словно в море (это со всей определенностью — одно из неотъемлемых свойств Короля Кубков). Лишенный сил любовник страдает от скуки, апатии и депрессии. Когда этот архетип проецируется на других, нам недостает в жизни страсти и радости.
Король Мечей как архетип воина
Основные качества архетипа воина — агрессивность, ясность сознания, собранность, стратегическое мышление, самодисциплина, достигаемое большим трудом мастерство, адаптивность и осознание смерти. Среди них также нужно назвать верность и преданность надличностным идеалам или целям, которые делают воина недоступным вследствие его эмоциональной отчужденности. Он разрушает, чтобы освободить дорогу чему-то новому и свежему. Архетип воина также находит отражение во всех четырех рыцарях.
В своей негативной (или перевернутой) форме он становится либо садистом, либо мазохистом — и в том, и в другом случае он будет иметь дело с жестокостью. Он может также оказаться трудоголиком, который ложится костьми ради других, жертвуя своим собственным благополучием. Когда этот архетип проецируется на других, мы становимся трусливыми, нерешительными и склонны тянуть волынку, потому что боимся поражения еще до того, как начнем действовать.
Король Пантаклей как архетип мага
Архетип мага владеет тайным знанием, это мудрец и мастер технологий, умеющий управлять энергией. В магии те же функции осуществляют пантакли. В качестве хранителя священного пространства он руководит процессом трансформации, он ведает тайны природы, звезд, погоды и охоты. Мур и Джиллетт называют это «наблюдающим эго», которое контролирует течение энергии или эмоций в структурах «я» и помогает трансформировать сырую энергию в полезную. Это архетип глубокомыслия, рефлексии и интроверсии.
В своей негативной (или перевернутой) форме он становится либо манипулятором, либо «невинным». Мы вспоминаем этот архетип, когда читаем о токсических отходах и загрязнении окружающей среды или о действиях за спиной и за счет других, неизменно ведущих к ложному превосходству, изоляции и одиночеству. «Невинный» ничего не знает, ни за что не отвечает, неуловим и уклончив. Когда этот архетип проецируется вовне, мы чувствуем себя беззащитными, ранимыми и открытыми внешнему давлению.
Зрелая женственность: Королева
Тони Вольф, давняя возлюбленная и муза Юнга, считала, что профессору недостает понимания женственности и в 1956 году дала определение четырем структурным формам женственности[1] (которые подробно обсуждаются в книге Irene de Castillejo, «Knowing Woman: A Feminine Psychology»). Они соответствуют четырем королевам Таро. Эти структурные формы рассматривают женщину через призму ее отношений с другими людьми и по этой причине не охватывают полный спектр ее возможных качеств. Тем не менее для понимания королев эта теория может быть очень полезной. Проецируя эти формы вовне, на других людей, вместо того, чтобы осознанно пользоваться ими, мы тем самым отказываемся от некоторых своих качеств и сужаем спектр выбора.
Королева Жезлов как архетип гетеры
Гетера или спутница заводит со всеми индивидуумами, присутствующими в ее жизни очень личные отношения по модели один на один. Дети имеют для нее второстепенное значение. Это femme inspiratrice, женщина-вдохновительница. Подобно куртизанкам древности, она опытна и обладает высокой культурой. В наше время она ищет в жизни прежде всего вдохновения и больше озабочена личностным ростом и индивидуацией.
В своем негативном проявлении (или, говоря языком Таро, в перевернутой позиции) она становится соблазнительницей или бунтует против культурных установлений и ограничений. Когда этот архетип проецируется на других, мы чувствуем себя лишенными вдохновения и застрявшими в череде бессмысленных событий.
Королева Кубков как срединный архетип
Срединный архетип, или посредница, имеет с другими индивидуумами безличные отношения. Это мудрая женщина, одаренная сверхчувственным восприятием, или даже жрица. Согласно де Кастиллехо, она проникается бессознательным другого человека (или некоторой формой коллективного бессознательного) и делает эту бессознательную мысль, чувство или желание видимым, проживая его на собственном опыте. Она может видеть чужие сны или помогать людям умирать. Она развивает прежде всего внутреннее восприятие.
В своей негативной (или перевернутой) форме она становится либо жертвой насилия, либо ангелом во плоти, утратившим свое эго, растворившим его в другом человеке или в группе, вследствие чего ее собственная личность становится зыбкой и рассеянной. Когда этот архетип проецируется вовне, мы чувствуем себя оторванными от внутренней мудрости и знания.
Королева Мечей как архетип амазонки
У архетипа амазонки устанавливаются безличные отношения с группами людей — в этом качестве она выступает как наемный солдат. Она независима, дерзновенна и самодостаточна. Она ценит платонические отношения и не нуждается в другом ради самоосуществления. Она любит трудности и соперничество, помогающие ей оттачивать и совершенствовать свои умения.
В негативной (или перевернутой) форме она либо жесткий критик, либо изгнанница, аутсайдер и склонна подавлять желание того, что находится вне сферы ее досягаемости. Когда этот архетип проецируется вовне, мы чувствуем себя слабыми, подавленными и неспособными пережить потери.
Королева Пантаклей как архетип матери
У архетипа матери складываются личные отношения с группами людей. Так мы склонны воспринимать Мать-Землю или тех женщин, которые заботятся обо всех детях в своем сообществе. Они воплощают всецелое принятие мира и обеспечивают реализацию порождающей силы природы. Они заботятся обо всем маленьком и растущем и защищают его до последней капли крови.
В своей негативной (или перевернутой) форме это жестокая хищница, нападающая на всякого, кто угрожает ее отпрыскам, или же удушающая мать-собственница. Когда данный архетип проецируется вовне, мы чувствуем себя незащищенными, недооцененными, бесполезными и неспособными позаботиться о себе.
@темы: комірчина